обучение на группу по электробезопасности, обучение помбур

Лекция Данилы Хломова "О месте гештальт-терапии" (фрагменты ), Коктебель - 2007
(Продолжение)

Тогда получается, что в своей работе мы ориентируемся на тех людей, которые достаточно состоятельны, с одной стороны, но, с другой стороны, у которых есть остаточный уровень образования. Потому что довольно большое количество населения славянских стран, славянский мир – это дураки. Это не страшно. То, что дураки – это общая особенность славян. Но среди этих дураков еще есть и совсем идиоты. И поэтому работать с ними бесполезно. Это не психотерапия, это получается элементарное образование. Когда человеку нужно объяснить, что вообще-то есть психика. Когда человек говорит – у меня психики нет, все в порядке. Нужен какой-то минимальный культурный уровень. И если ко мне приходит человек, у которого нет этого культурного уровня, то тогда, прежде чем заниматься психотерапией, мне приходится просто его обучать. Обучать, что вообще-то чувства есть, что что-то происходит. Какой-то элементарный ликбез проводить. В общем, это можно делать за определенные деньги, если это интересно. Тем более, что некоторый элемент ликбеза в работе психотерапевта все равно происходит и понятно почему. Если я получаю образование в этой области, я дифференцирую большее количество всяких вещей, всяких явлений. И поэтому по ходу дела что-то приходится все равно объяснять. Скажем, что относится к проблеме алекситимии, то есть невозможности обнаружения своих чувств, очень распространенной проблеме, которая в той или иной мере присутствует у массы людей, то понятно, что там есть как раз вот этот самый образовательный момент. Когда человеку нужно объяснить, что это одно чувство, а это другое. Что если такое-то происходит, то это с ним такое происходит. Если у человека в процессе разговора у человека возникла реакция, внешне напоминающая стыд, то, может, это и правда стыд и что, может быть, стоит это обсудить, потому что вполне возможно, что он это игнорирует и не замечает, что у него есть эти проявления. В этом смысле, процесс образования – это некоторый неотъемлемый кусок нашей работы, но в тех случаях, когда вся наша работа становится этим – это уже другая работа, это уже не психотерапия. Поэтому есть люди, которые являются просто неподходящими, чтобы быть клиентами. То есть, работать можно много с кем, но разными способами.

Дальше, то, что касается психотерапевтической работы и наших соседей. Это связано отчасти со вчерашними разговорами в группе, потому что был вопрос об отделении психотерапии, частной психологической практики от эзотерических практик. Очень интересная тематика. Потому что и вправду, для людей, у которых образовательный уровень невелик, им гораздо проще пойти и обратиться в область эзотерических практик. Потому что там язык понятен. Мы можем объяснять, как работает механизм, который, например, обеспечивает такое самонаказание человека и обеспечение неудач в процессе деятельности. Это очень просто объяснить – то есть, у нас в детстве формируется наказыватель такой, который наказывает, если что-то делаешь неправильно, потом это, оказывается, начинает работать автоматически и потом, когда я делаю что-то неправильно, то потом сам себя наказываю. Наказываю неудачами. А потом вступаю в деятельность, которая противоречит моим принципам и все время себя наказываю. Гораздо проще сказать, что это сглаз. И можно с этим долго разбираться, а можно обозначить более простыми словами. И у меня никакой враждебности нет, просто это не та деятельность, которой я занимаюсь. И в этом смысле, эзотерическая деятельность, так же, как и религиозная – это не что-то плохое или хорошее, но просто не то, чем я занимаюсь, я в этом не специалист. И поэтому что касается эзотерических соседей психотерапии – надо, наверное, просто точно понимать, где мои границы. И в общем, вполне возможно в некоторых случаях это использовать. Ну, как маскировку такую. Или как язык, который более понятен человеку, с которым разговариваешь. Поэтому если вас интересует, и вы занимаетесь этим направлением – точно также, что касается религии, это ваше личное дело. Оно не противоречит гештальт-подходу. Может ли оно помогать – наверное, может, если вы это по-умному как-то используете. Я не умею это использовать по-умному, поэтому не пользуюсь, к сожалению, этими вот вещами. Но если это является некоторым вашим убеждением – ну что ж, нормально. Важно, чтобы внутри была некоторая граница.

Читать дальше .
Предыдущая.
Перейти на главную страницу. К списку лекций .





Hosted by uCoz