парники и теплицы: вся информация от А до Я / строительный ресурс https://goo-gl.ru/ / строительный сайт http://agro-portal24.ru/

Лекция Данилы Хломова "Развитие и отличия гештальт терапии" (фрагменты ), Коктебель - 2007.

Гештальт-подход – это время эволюционных перемен в науке, когда от идей детерминизма, от идей того, что все каким-то образом обусловлено, от идей, что можно вычислить что-то точно, перешли к идеям релятивизма – того, что все со всем связано. Иногда так получается, иногда – совсем по-другому. В психологической науке это нашло отражение в том, что попытки определить психику человека раз и навсегда оказались несколько старомодными. И деление на психические функции – это старомодное деление. Потому что память – это некоторые мыслительные операции, и память мало чем отличается от мышления. Мы по некоторым следам восстанавливаем прошлое. И если у нас нет энергии на то, чтобы производить эту интеллектуальную работу, мы говорим о том, что потеряли память. Но на самом деле, память не потеряна – следы как были, так и остались. Просто нет энергии для того, чтобы восстановить. Добавляем каких-нибудь средств, стимуляторов – и у нас память восстанавливается, лучше работает, оказывается. Потому что память – это не что-то, что лежит в глубине где-то, а некоторая работа по восстановлению следов. И поэтому ложные воспоминания – это тоже вполне понятная вещь. То есть, иначе говоря, мы о нашем прошлом знаем примерно столько же, сколько и о нашем будущем. Только прошлое мы восстанавливаем по некоторым следам, а будущее, скорее, по некоторым приметам. Но и то, и другое – интеллектуальная работа, не очень отличающаяся друг от друга.

Дальше то, что касается разницы между гештальт-психологией и ассоциативной психологией. Это экспериментальный подход. Раньше в основе всего лежала идея о том, что наблюдение может быть совершенно беспристрастным. Что наблюдатель может действительно зафиксировать какой-то объективный процесс. А потом эта идея померкла. И выяснилось, и больше всего это относится к странной и мифической области физики, что наблюдатель влияет на эксперимент. В зависимости от наблюдателя элементарные частицы ведут себя одним способом или другим способом. Вообще, балаган какой-то из науки сделали. Но, тем не менее, это так. И тогда получается, что лучше ориентироваться на наблюдение, потому что наблюдение – тоже род эксперимента, а ориентироваться на эксперименты. И с расцветом гештальт-психологии наступило время экспериментов в психологии.

Крупным психологом, который завершил наступательное развитие гештальт-психологии в 20-е – 30-е годы, был Курт Левин. Его школа, его эксперименты завершили всю совокупность идей гештальт-психологии. После Курта Левина гештальт-психология развивалась в основном как направление, связанное с исследованием восприятия. У Курта Левина было естественное образование, по-моему, он физик изначально, и как физик работал. Поэтому он постарался придать психологии определенную научность в том смысле, в котором смог. В частности, один из важных пунктов у Курта Левина был следующий – что вообще-то, если мы говорим, что есть закон, то статистическое исследование закона бессмысленно, потому что закон действует всегда. А вот в психологии масса таких законов, которые устанавливаются какими-то статистическими вещами. С точки зрения Курта Левина – это плохо простроенная идея, плохо простроенный принцип, это не наука, все то, что относится к статистическому исследованию. Поэтому задачей Курта Левина было предложить такие эксперименты, которые бы доказывали, что оно так есть. Или не так. Большинство этих экспериментов связано с наблюдением за поведением человека. Один из важных законов, открытый в школе Курта Левина, на который до сих пор опираются в гештальт-терапии – это стремление к завершению незавершенных действий, закон Зейгарник. Когда испытуемым давали разные задания – какие-то задания он завершал, какие-то не завершал, а потом спрашивали через некоторое время, что именно он запомнил, - то выяснялось, что запоминал он те вещи, которые остались незавершенными. Соответственно, если у нас какое-то действие остается незавершенным, то оно сохраняет некоторое напряжение. И это напряжение постоянно привлекает к себе. Иначе говоря, если у нас много незавершенных событий, незавершенных действий, незавершенных задач, то мы оказываемся менее интегрированы, менее собраны. Психологическая работа – это как раз возможность завершить незавершенные действия. В гештальт-терапии было большое направление в работе, особенно в немецкой школе, связанное с тем, чтобы завершить какие-то незавершенные ситуации. Незавершенные ситуации конфликта, когда был какой-то конфликт, и остался незавершенным, незавершенные ситуации расставания – вроде бы с кем-то расстались, а до конца так и не расстались. Читать дальше .
--------------

Перейти на главную страницу. К списку лекций .





Hosted by uCoz