Типы кредитов

Лекция-1 Леонида Третьяка "Базисы гештальт-терапии" (фрагменты ), Коктебель - 2007

Принципы феноменологии вошли в гештальт-психологию без каких-то трудностей. Феноменология изучает субъективные переживания как они есть. Не объективный опыт в отличие от поведенческой терапии, не интерпретации, в отличие от психодинамических направлений, не изменение этого опыта, а непосредственно переживания как они возникают.

Я постараюсь изложить феноменологический подход в нескольких постулатах. Во-первых, он говорит о субъективности восприятия. Не бывает, с точки зрения феноменологического подхода, абсолютно объективного восприятия. Мы можем говорить только о том, что мы переживаем, и все системы оценки зависят только от того, кто оценивает. Еще одной особенностью феноменологии является восприятие мира как нестабильного и изменчивого. Первым феноменологическим философом, не ведая того, был Гераклит, который говорил, что в одну и ту же реку нельзя войти дважды. Все течет, все изменяется. И мы, наши душевные процессы, наша личность находятся в процессе постоянного изменения и приспособления к среде. Феноменологические направления в психотерапии, а сюда относится большое количество направлений – клиент-ориентированная терапия Роджерса, арт-терапия, психодрама, некоторые телесно-ориентированные подходы, такие, как терапия с фокусированием Джендлина – все они рассматривают личность как поток, как нечто растущее и развивающееся, способное к развитию. И в процессе своего развития мы выбираем среду, куда мы попадаем. У нас есть определенная заданность – это наш биологический фон, наш темперамент, наши особенности нервной системы, но дальше наша личность начинает приспосабливаться к условиям среды. Этот процесс роста и приспособления не заканчивается, а с возрастом, со временем набирает энергию. И вместо творческого приспособления к среде мы формируем набор устаревших реакций под названием характер или личность. То есть, особенности восприятия окружающего и особенности реагирования на окружающее, которые задаются уже не приспособлением к ситуации как таковой, а задаются отжившими следами приспособления к прошлой ситуации. Сегодня я учусь бояться гнева родителя, потому что это единственный способ сохранять с ним отношения, и в нашем детстве это может быть единственным способом существовать в такой семье. А дальше ситуация изменилась, но я уже научился бояться, и это приспособление я переношу из одной ситуации своей жизни в другую, где уже контекст совершенно иной. Таких людей нет, но я сохранил этот способ приспособления.

Это понимание личности как разворачивающегося процесса переживаний характерно для феноменологических направлений. Соответственно, психотерапевт в феноменологических направлениях – это или хороший садовник, или человек, который изучает и позволяет развязать те кармические узлы, которые завязались в прежней ситуации. Те сложности, которые в процессе своего роста испытал человек, и в которых он застрял. И поэтому феноменологические направления, понимающие личность как поток, не столько уделяют внимание прошлому, сколько тому, как прошлое проявляется в настоящем. С точки зрения феноменологических подходов, единственное время, которое существует у человека, в котором он осознает себя – это настоящее. Прошлое и будущее – это способы говорить. Когда мы говорим о том, что произошло, мы аппелируем к своим воспоминаниям, но мы не находимся в том опыте, о котором мы говорим. Так же, будущее – это моделирование ситуаций, предвосхищение ситуаций. Но наши воспоминания и наши фантазии о будущем задаются контекстом настоящей ситуации. И то, что мы вспоминаем и то, что мы фантазируем, имеет отношение к тому, что происходит сейчас. Читать дальше .

Перейти на главную страницу. К списку лекций .





Hosted by uCoz